- нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в v_alena

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.03.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 9170

„ем может нам помочь в жизни китайска€ философи€? ѕ€ть стихий: теори€ и практика

—реда, 16 —ент€бр€ 2009 г. 16:03 + в цитатник

»нтерес к чужой культуре возникает у нас по-разному.  то-то начинает изучать другие мировоззренческие и философские системы при получении образовани€, кто-то в поисках ответов на вечные вопросы, кто-то просто в силу модных течений... “ак перечисл€ть можно долго. ’очетс€ отметить один аспект: что бы мы ни изучали, в другом всегда отражаемс€ мы сами, как в зеркале. ‘илософские основы китайской, как впрочем и любой другой целостной культуры, помогают глубже пон€ть себ€, свои слабые и сильные стороны и научитьс€ с ними обходитьс€ так, как они того заслуживают (с пользой дл€ себ€ и других).

Ѕолее дес€ти лет тому назад благодар€ знакомству с €ркими и неординарными людьми возникли в моей жизни знаменитые китайские  ниги: » ÷зин –  нига ѕеремен, и ƒао ƒэ ÷зин – трактат о ѕути и —иле.  ак с ними обращатьс€, € пон€ла не сразу.  нига ѕеремен часто примен€етс€ как гадательный инструмент. ј про ƒао ƒэ ÷зин и вовсе толком непон€тно на первых порах – ну, мысли мудрые, а чтобы в целом восприн€ть, как что-то системное... ќдним словом, китайска€ грамота во всей ее сложности. 

ќднако потихонечку система начала про€вл€тьс€, а потом уже и подсказали, что » ÷зин – это не просто китайский вариант цыганских гаданий, а ни больше ни меньше - схема устройства мира! ј ƒао ƒэ ÷зин – инструкци€ по ее применению... Ќо, как оно водитс€ в такой литературе, "защита от дурака" поставлена прочно, во вред не используешь... ћетафоры одна за другой, да все не на нашем привычном образном р€де. ѕопробуй прорвись... но как начинает про€сн€ть - это просто песн€!

— тех пор практически дн€ не проходит, чтобы по тому или иному поводу не приходилось обращатьс€ к этим текстам. » € не устаю удивл€тьс€, насколько точно и непротиворечиво помогают они разобратьс€ в хитросплетени€х жизни – от простых житейских ситуаций до сложных концептуальных тем.

—егодн€ € хочу коснутьс€ схемы п€ти стихий, или п€ти движений, иллюстрирующей даосский принцип взаимосв€зи. Ётот принцип описан китайскими натуралистами более двух тыс€ч лет назад и показывает динамические процессы, происход€щие в ѕрироде, „еловеке, —оциуме. —хема представл€ет собой циклическую систему взаимных порождений и взаимных ограничений. ѕ€ть стихий в китайской традиции – это вода, дерево, огонь, почва, металл. ¬ перечисленной последовательности они наход€тс€ в отношени€х порождени€, или питани€, а вперед через один – в отношени€х ограничени€, или преодолени€.

ѕ€ть элементов можно использовать дл€ классификации активных €влений в сложных системах с большим количеством св€зей - по отношению как к отдельному человеческому организму (в знаменитой китайской медицине), так и к обществу в целом - тоже ведь живой и многосложный организм. ƒревние китайские мудрецы хорошо зашифровали красивой и непротиворечивой метафорой те базовые отношени€, что определ€ют ток энергий внутри тела человека и его взаимодействие с обществом. ѕричем вне зависимости от типа организации общества, будь тебе хоть демократи€, хоть монархи€.

Ќе погружа€сь в медицинские глубины, рассмотрим социально-психологические аспекты, иллюстрируемые —хемой. —оциальные отношени€ на основе теории п€ти стихий представл€ют собой следующую цепочку: личность – дети – семь€ (в “радиции – «жена, богатство») – государственный аппарат («чиновники, бесы») – культура («род, предки»).

 

—хема социального взаимодействи€ по теории п€ти стихий
—хема социального взаимодействи€ по теории п€ти стихий



„то же значит эта китайска€ грамота? » чем же она полезна?

ј давайте рассмотрим на основе этой схемы себ€ любимых - как мы строим свои отношени€ с теми, кто р€дом с нами.

¬от мы сами.  уда мы поместим наше я, в какую вершину п€тиугольника? ј это зависит от нашей текущей социальной роли. Ќу, к примеру, вот мы родители. «начит, наше я находитс€ в позиции «род, предки, культура». ј как же тогда наши дети? ¬едь "род" ограничивает, преодолевает "детей". „то же это значит? ј то, что это происходит, когда мы определ€ем им правила и особенности культурного поведени€, свойственные нашему социуму или лично вам, предлага€ их в качестве эталонов, образцов.

„то при этом испытывает ребенок? ≈сли он себ€ осознает как личность, а вы умеете его уважать и воспринимать именно так, то ваши уроки не пройдут даром, они его усил€т, подпитают.

ј если вы относитесь к ребенку как к детенышу – несмышленышу, то вы дл€ него – «предки», и ваши рамки и правила могут восприниматьс€ им как именно ребенком - т.е. он будет стремитьс€ их преодолевать (позици€ "чиновники" - она же как раз об этом, о законах и нормах, которые определ€ют потом культурное пространство). » девиантное поведение трудных детей и молодежи, возможно, вызвано именно этим - их не воспринимают как Ћичность, они против этого и протестуют...

ј когда вам трудно и сил не хватает, хочетс€ прижатьс€ к сильному плечу, хочетс€, чтобы кто-то за вас решение прин€л, поддержал, хочетс€ поплакатьс€ в жилетку... Ёто вы в позиции ребенка, который т€нетс€ к Ћичности, мудрой и поддерживающей.

ј вот вы с наслаждением изучаете наследие культуры, своей и других народов – читаете, путешествуете, познаете... Ёто снова вы Ћичность, и  ультура вас питает, дает силы дл€ творчества, дл€ рождени€ детей, будь то живые человечки, или проекты, или любые другие творени€ и вы наполн€ете их своей силой, энергией, знани€ми...

ј вот вам идеальна€ методика дл€ управленца любого масштаба: если поместить себ€ в центр этой конструкции, то получаетс€ качественна€ система сбалансированного управлени€ - как собой, так и теми, с кем приходитс€ по жизни взаимодействовать. “о есть, если руководителю удаетс€ привести себ€ в €сное, спокойное, незамутненное страст€ми и эмоци€ми состо€ние, то он попадает пр€мо в центр —хемы. »з центра можно дирижировать процессом, стрем€сь сохранить баланс и направить ход энергий в нужное русло. ћожно перемещать вектор своего внимани€ именно туда, где нарушен баланс, и корректировать по необходимости, привод€ систему в равновесие... ¬едь не зр€ говоритс€, что власть по праву принадлежит только тем, кто умеет управл€ть самим собой (не подавл€€ себ€, а умело направл€€)...

— семьей, женой и богатством, € думаю, все сами прекрасно разберутс€. ј вот с «чиновниками-бесами» не все еще мне пон€тно в такой степени, чтобы € просто и пон€тно могла бы об этом рассказать. ’от€, конечно, можно посме€тьс€ и пошутить на этот счет, но точной внутренней картины пока нет. ƒумать надо. «наю, что есть тут здравое и правильное зерно. » оно при правильном подходе может помочь организации нашего родного российского социума в режиме роста, питани€, развити€. ј не наоборот.

¬от така€ социальна€ матрица - подсказка дл€ психолога. » дл€ политолога. » социолога тоже. ƒл€ бизнесмена. ƒл€ родител€. ƒл€ учител€.

 то дополнит список?

 аждый может найти свой интерес. ѕотому что система эта многопланова€ и щедра€ на открыти€. “олько надо позволить себе выйти за привычные границы обыденности и взгл€нуть на мир чуть-чуть по-другому. ћожет быть, именно об этом - "—тучите - и ¬ам откроетс€"?

 ак, получаетс€? Ќу конечно, это непросто, и не об€зательно сразу двери распахнутс€. Ќо распахнутс€ непременно - они не заперты, а лишь закрыты. Ќадо просто открывать их в нужную сторону. ј и вариантов-то не так уж и много. ѕросто попробуйте.

¬от и поделилась € своими маленькими открыти€ми.  ак хотите – так и принимайте. ј на мой, пристрастный во всех отношени€х взгл€д, это зеркало интересное. „ем дольше вгл€дываешьс€ – тем больше деталей заметно. » все в стройную картину выстраиваютс€...

јвтор статьи: јксинь€ ќдинец   »сточник: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-15245/

Ћюбител€м философии советую зайти в ‘илосовский клуб , где провод€тс€ круглосуточные skype-конференции на философскую тематику. «десь же найдете очень интересные статьи.

–убрики:  Ёзотерика,непознанное
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку